Материнская школа

  • Занятия проводятся по вторникам и четвергам с 11.20 до 12.00 с детьми дошкольного возраста от 1 года до 2,5 лет и их родителями.

 

 

 

Материнская школа

«Материнская школа» как новая форма дошкольного образования

 

«Материнская школа» – это организационная форма педагогической поддержки детей от рождения до 3-х лет, не посещающих учреждения дошкольного образования, и их родителей.

«Материнская школа» – это группа кратковременного пребывания детей совместно с родителями в закреплённой группе в сочетании с получением консультативной помощи.

Особенно рекомендуется для деток, которые в следующем году пойдут в учреждение дошкольного образования  на полный день,  так как даёт возможность наиболее легко адаптироваться к условиям сада.

«Материнская школа» предназначена для:

  • детей, родители которых хотели бы начать адаптацию ребёнка к саду и коллективу;
  • детей, чьи родители не хотели бы отдавать ребёнка в сад на полный день;
  • родителей, которые хотят научиться общаться и играть со своими детьми и развивать их способности.

 

«Материнская школа» функционирует в условиях учреждений дошкольного образования.

Цели группы адаптации «Материнская школа»:

  • Создание условий для развития у родителей педагогической и психологической компетентности в вопросах воспитания ребёнка;
  • Психолого-педагогическое просвещение молодых родителей, воспитывающих детей от рождения до 3-х лет;
  • Педагогическая поддержка развития детей;
  • Содействие ранней социализации и успешной адаптации детей;
  • Привлечение родителей и их детей в дошкольные учреждения.

Задачи «Материнской школы»:

  • организация взаимодействия субъектов педагогической поддержки в условиях дошкольного учреждения и семьи в зависимости от возрастных особенностей и потребностей детей и запросов родителей;
  • обеспечение совместного пребывания родителей и детей в дошкольном учреждении и систематического посещения педагогом семьи с целью оказания целенаправленной и компетентной помощи.

 С родителями и детьми проводятся совместные занятия, а также создаются условия для самостоятельной работы родителей и игр детей, вступления их в контакт с другими детьми и взрослыми. К работе с детьми и родителями привлекаются воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания. Совместное пребывание с родителями обеспечивает ребенку чувство безопасности для свободного проявления своей личности, а также предоставляет возможность родителям наблюдать за взаимодействием педагога с детьми, обменяться опытом воспитания.

Взаимодействие в диаде «педагог–родитель» осуществляется в соответствии с запросами родителей, как в условиях дошкольного учреждения, так и в условиях семьи, предусматривает проведение консультаций, тренинговых занятий с родителями. Основной целью данного взаимодействия является повышение психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих детей от рождения до трех лет, педагогическая поддержка развития детей.

Взаимодействие в триаде «педагог–родитель–ребёнок» в учреждении образования осуществляется в группах совместного пребывания родителей и детей.

В условиях «Материнской школы» интегрируются консультирование и совместное пребывание в материнской школе родителей и детей. Это позволяет родителям использовать время нахождения в «Материнской школе» для обдумывания взаимоотношений со своими детьми. Условия такой школы обеспечивают поддержку родителей. В семейных комнатах, групповом помещении они общаются друг с другом. Это помогает им определиться в своей позиции воспитания, узнавать опыт других, менять стиль взаимодействия с ребёнком.

Главная задача «Материнской школы» – приучить малыша к обществу других детей, научить его играть.

Группы кратковременного пребывания родителей и детей предшествуют поступлению ребёнка в ясли или детский сад, обеспечивают безболезненную адаптацию к дошкольному учреждению. В таких группах создаются условия для постепенного «отрыва» ребёнка от родителей, развития его коммуникативных способностей. Мамы и папы имеют возможность находиться в группе вместе с ребёнком, наблюдать за вхождением его в мир сверстников и взрослых, совершенствовать родительские навыки.

«Материнская школа» является дополнительной образовательной услугой оказываемой учереждением образования на платной основе на основании договора, заключённого между учреждением образования и одним из родителем (законным представителем) ребёнка.

 

 

В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья стремятся к созданию единого пространства развития ребенка. Такой подход заявлен в Федеральных государственных требованиях к дошкольному образованию.

«Материнская школа» в основу своей жизнедеятельности закладывает те социальные ориентиры и социальный заказ, который определен государством и семьей. Цель работы группы «Материнская школа»: создание условий для адаптации воспитанника к детскому саду и взаимодействие с семьёй в развития личности ребенка.

Задачи работы:

адаптация ребёнка.

оказание консультативной и методической помощи Родителям по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников и подготовка их к пребыванию в детском саду.

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое и физическое развитие воспитанников;

воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий воспитанников;

взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития воспитанников.

 

В группе кратковременного пребывания работают: воспитатель, педагог психолог и музыкальный руководитель. Все педагоги, работающие с детьми, имеют большой стаж работы и аттестованы на высшую квалификационную категорию.

Разработанная модель группы кратковременного пребывания детей с 1 года до 3 лет отличается режимом деятельности и спецификой взаимодействия с родителями - родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. Прием воспитанников в группу осуществляется на основании следующих документов: заявления родителей (законных представителей, медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, медицинской справки о состоянии здоровья родителей (законных представителей, и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Режим пребывания воспитанников определяется графиком. График (время пребывания)предусматривает списочный состав подгрупп воспитанников, который составляется с учетом желания родителей (законных представителей) и психо – физиологических особенностей ребенка:

с 8 ч. 30 мин до 12ч. 00 мин. ;

с 12 ч. 20 мин до 15 ч. 50 минут.

При первой встрече родителей знакомят с целями и задачами, а так же  особенностями организации деятельности данной группы. Далее составляется Договор с родителями, в котором раскрыты права и обязанности сторон.

В первый месяц адаптации на основании анкетирования, бесед, наблюдений выявляется социальный портрет семьи, здоровье ребёнка, домашний режим, особенности воспитания, интересы и привязанности ребенка. Это помогает реализовать индивидуально – дифференцированный подход к детям и родителям при организации образовательного процесса.

Участвуя в педагогическом процессе, родитель становится субъектом педагогической деятельности, т.е. родители приобщаются к педагогической культуре, повышается их педагогический опыт. Если мама овладела практическими способами организации игр, дидактических упражнений, она сможет не только активно участвовать в группе, но и повторить его дома, что позволит быстрее добиться положительного результата. А если мама научилась играть, петь песенки, завлекать ребенка деятельностью, то возрастет интерес малыша, желание заниматься и соответственно быстрее достигнется результат.

Специфика «Материнской школы» еще в том, что родители находятся в постоянном общении не только с педагогом и детьми, но и друг с другом. Кто - то из мам привел второго, а то и третьего ребенка в группу, поэтому общение молодых родителей с опытными имеет большое значение в приобретении опыта воспитания. Комфортность и уют способствуют созданию атмосферы дружбы, сотрудничества, взаимопонимания между педагогами и родителями.

Эффективность работы группы кратковременного пребывания «Материнская школа»прослеживается в следующем:

Дети легче адаптируются к детскому саду.

Родители становятся субъектом педагогической деятельности и участниками образовательного процесса на последующих этапах развития ребёнка в дошкольных учреждениях.

Создание таких групп отвечает актуальным потребностям родителей.