Родителям будущих первоклассников

 

Об организации приема в первые классы

учреждений общего среднего образования

 

Занятия дома с первоклассником - какие упражнения делать, чтобы ...

 

Для получения общего среднего образования в учреждениях образования лицо (законный представитель несовершеннолетнего лица) подает заявление на имя руководителя учреждения образования:

в период с 12 июня по 15 августа при приеме в I класс; при наличии свободных мест заявление может быть подано до 28 августа.

К заявлению прилагается:

1.Медицинская справка о состоянии здоровья ребёнка

2.Копия свидетельства о рождении ребёнка

 

  В целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них» принято постановление Министерства образования Республики Беларусь от 2 декабря 2019 г. № 180 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 снежня 2011 г. № 283», которым внесены изменения и дополнения в Положение об учреждении общего среднего образования.

 В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

         В первую очередь в I классы учреждений общего среднего образования принимаются дети, проживающие в микрорайоне данного учреждения общего среднего образования. При наличии свободных мест могут приниматься дети, проживающие в иных микрорайонах.

         

 

  Примерный перечень принадлежностей   для учащихся 1 классов

  • Школная форма.
  • 2 альбома для рисования;
  • Кисточки для рисования (широкая, плоская);
  • Пластилин, стеки, доска для лепки;
  • Стакан-непроливайка;
  • Набор магнитов;
  • Папка для тетрадей;
  • Обложки для учебников и тетрадей;
  • Спортивная форма, обувь;
  • Акварель (12 шт.);
  • Гуашь (12 шт.);
  • Цветные карандаши ( не менее 12 цв.);
  • Клей-карандаш;
  • Тетради в узкую линейку с косыми линиями (3 шт.);
  • Тетради в крупную клетку (3 шт.);
  • Набор цветной бумаги и картона;
  • Счетные палочки.
  • Пенал: набор шариковых ручек, простые карандаши (2 шт.), стирка, линейка 20 см, ножницы с закр. концами.
  • Цифровой веер до 20.
  • Папка для труда на молнии. 

                     

При выборе ранца для 2-4 классов следует 
обращать внимание на следующие
признаки функционального ранца:

•Вес ранца не должен превышать 700 г.

•Конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму.

•Спинка ранца должна быть полужесткой и сохранять свою форму.

•Ширина ранца не должна превышать 60-100 мм.

 

 

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ПЕРВЫЙ КЛАСС 

МЕЛКАЯ МОТОРИКА (развитие руки).

Дети должны уметь:

• застегивать пуговицы, завязывать шнурки;

• проводить прямые и не дрожащие линии;

• «видеть строку» и писать в ней;

• видеть клеточки и точно вести по ним рисунок;

• проводить по линии, отрывая карандаш не более трех раз, без многократного наведения по одному  и тому же месту, без сильного нажима на бумагу.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:

Дети должны знать:

• состав чисел первого десятка (из отдельных едениц);

• состав чисел из двух меньших;

Количество и счет. Дети должны уметь:

• называть числа в прямом и обратном порядке;

• соотносить цифру и число предметов;

• правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

• сравнивать числа в пределах 10;

• устанавливать, какое число больше (меньше) другого;

• размещать предметы в порядке возрастания, убывания;

• уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить,убрать).

Величина. Дети должны уметь:

• сравнивать по длине, высоте, ширине;

• ориентироваться на листе бумаги;

• различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную;

• составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большого размера;

• измерять длину предметов с помощью условной мерки;

• сравнивать до 10 предметов, различных по величине;

• делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

Время. Дети должны уметь:

• различать и называть части суток и их последовательность;

• понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра»;

• знать дни недели, их последовательность;

• уметь называть месяцы года.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ.

Неживая природа. Дети должны:

• иметь представления о сезонных изменениях в природе;

• определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

Животный мир. Дети должны иметь представление:

• о домашних и диких животных;

• о перелетных и зимующих птицах;

• о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир. Дети должны иметь представление:

• об условиях, необходимых для роста растений;

• о лесных ягодах и грибах;

• об овощах и фруктах;

• о деревьях, кустарниках и цветах.

Предметный мир. Дети должны уметь:

• сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

• называть материалы, из которых они изготовлены;

• понимать значение обобщающих слов

Я И ОБЩЕСТВО. Дети должны знать:

• название нашей страны и ее столицы;

• название родного города;

• иметь представление о всенародных праздниках.

Правила дорожного движения. Дети должны:

• различать проезжую часть дороги и тротуар;

• понимать значение сигналов светофора;

• знать правила дорожного движения.

 Советует психолог. Роль законных представителей в подготовке ребёнка к школе: 

Формировать у ребёнка мотивацию учебной деятельности, т. е. привить ребёнку желание учиться.

Учить ребёнка общению, т. е. сформировать следующие навыки:

  • уметь слышать и слушать учителя и своего товарища;
  • говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль;
  • пользоваться словами вежливого общения, избегать грубости;
  • считаться с желаниями окружающих
  • уметь подчиняться определённому режиму.

Воспитывать эмоциональную устойчивость

  • умение ребёнка сдерживать себя, управлять своими поступками;
  • умение подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции.

Важно воспитывать и развивать волю у ребёнка. Вместо «хочу это» ребёнок должен заставить себя делать то, что «надо», причём в течение установленного учителем времени.

Формировать психофизиологические познавательные процессы, такие как:

  • восприятие (цвета, величины, фигуры, пространства, звуков и т. д.);
  • внимание; память, мышление; запас собственных знаний; развитие крупной и мелкой моторики.

Развитию кисти ребёнка придавайте большое значение, т. к. от этого зависит формирование головного мозга и  становление речи. Развивают кисти рук занятия рисованием, лепка из пластилина, конструирование, изготовление поделок.

Развивайте речь детей, читайте им книги, рассказывайте сказки. Приучайте детей беречь книгу.

Как нужно готовиться к школе:

  • ребенок должен быть хорошо осведомлен о школьной жизни, обязанностях ученика. Сходите с ним на экскурсию в школу, в класс, спортзал, столовую. Прочитайте стихи, рассказы о школе, предложите нарисовать школу, поиграйте в школу (формируется адекватное поведение в непривычных условиях школы).
  • важно правильно раскрыть перспективу школьной жизни. Позиция взрослых должна быть спокойной, разумной и ободряющей. Постепенно внушайте ребенку, что учеба в школе – серьезный труд, в результате которого он будет узнавать что-то новое и интересное.
  • обратите внимание на психофизическое развитие ребенка. С помощью специальных игр и упражнений можно эффективно преодолеть возможные трудности в развитии малыша. В затруднительных случаях обратитесь к специалистам.
  • совместные занятия с ребенком должны проходить легко, весело и непринужденно. Не превращайте их в школьные уроки с букварем и оценками. Предлагайте задания в игровой форме. Помните о нагрузке. Заниматься ребенок должен с радостью. Продолжительные задания повышенной трудности порождают негативизм к школе, учение воспринимается как скучное и тягостное занятие.
  • поддерживайте разнообразные контакты ребенка со сверстниками. Как и с кем общается ребенок? Предпочитает ли он играть один или стремится к общению с другими детьми? В зависимости от игровых привычек ребенка стимулируйте его общительность, научите решать конфликтные ситуации.
  • желание вашего ребенка идти в школу – играет особую роль в подготовке к школе. Кроме этого важны и другие компоненты, необходимые для обучения: произвольность поведения, позволяющая ребенку внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, подчинять свои действия определенному правилу, хорошо развитая зрительно-двигательная координация, когда малыш правильно держит ручку или карандаш, не устает так быстро при письме, а главное умело согласовывает действия руки и глаза.

 Советует учитель - дефектолог

К началу обучения в школе  ребенку нужно знать  следующее: 

• свое полное имя, отчество и фамилию; 

• свой возраст и дату рождения; 

• фамилию, имя и отчество родителей, их профессию; 

• свой домашний адрес: название города (поселка, деревни), улицы, номер дома, подъезда, этажа, квартиры; 

• основные достопримечательности своего города (поселка, деревни); 

• название своей страны и ее столицы; 

• последовательность дней недели, месяцев, времен года; основные приметы каждого времени года, загадки о временах года; 

• домашних животных и их детенышей; 

• диких животных различных природно-климатических зон, их повадки, детенышей; 

• растения различных природно-климатических зон; 

• части тела человека; 

• профессии.

Также ребенок должен уметь:

• различать живое и неживое; женский и мужской род; единственное и множественное число; утро, день, вечер и ночь; одежду, обувь и головные уборы; птиц, рыб, зверей, насекомых; овощи, фрукты, грибы, ягоды; наземный, водный и воздушный транспорт; посуду, мебель и т.д.; 

• различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; 

• свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, иметь представление о понятиях "право" - "лево", "верх" - "низ" и т.д.; 

• рассказать наизусть небольшое стихотворение; 

• полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ; 

• придумать рассказ по картинке; 

• запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок, слов; 

• разделять слова на слоги с помощью хлопков или притопов; 

• различать гласные и согласные звуки; 

• определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп", "дубы", "сани", "зубы", "осы"; 

• правильно держать карандаш, ручку, кисточку; 

• без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы; аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов; 

• свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10; 

• соотносить цифру и количество предметов; 

• внимательно, не отвлекаясь, слушать в течение 30-35 минут; 

• сохранять правильную осанку в положении сидя в течение 30-35 минут;

В норме к началу школьного обучения ребенок должен:
Правильно произносить все звуки;
Четко и ясно произносить слова, не переставляя и не пропуская слоги;
Иметь достаточный словарный запас;
Согласовывать слова в роде, числе и падеже;
Точно спрягать знакомые глаголы;
Строить различные по конструкции предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные);
Свободно пользоваться монологической речью (рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины);
Хорошо слышать различные звуки речи, выполнять задания, связанные с выделением слогов, звуков, слов из ряда похожих и т.д. Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

 

   На основании главы 24 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в  I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

 

 

Необходимые документы на зачисление учащихся в 1-ый класс:

  • заявление;
  • медицинская справка с заключением о допуске к обучению с 6 лет;
  • оригинал и копия свидетельства о рождении ребёнка;
  • паспорт родителей с регистрацией или документ, подтверждающий проживание в микрорайоне школы.

 

При устройстве ребенка в  учреждение образование  родители также предъявляют документ, удостоверяющий их личность.