Консультация учителя-дефектолога
для законных представителей
обучающихся с нарушениями речи
«Нарушение слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста - это повод обращения к учителю-дефектологу».
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводиться неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально.
Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанель (милиционер), касанавт (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4-5 лет произносит: касавока (сковородка), писось ( пылесос), анга(нога), липека (таблетка) и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста-логопеда.
В системе языка с тремя её составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой - слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи- фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х.Швачкин и др.). Но с другой стороны - существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников (на это указывали Р.Е.Левина, А.К.Маркова и др.). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.
По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй языка. Р.Е.Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребенка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д.Б.Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребенка в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю (и, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов), мы создаем основу для усвоения детьмиразнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.
Известен и тот факт,что отельные слова связываются в предложения благодаря грамматическим средствам- окончаниям, а также различным предлогам и союзам. Они же, в свою очередь, нередко образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечения согласных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под шкафа).
Итак, при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики и грамматики - органически связана с таким понятием как слоговая структура.
А.К.Маркова указывает на связь овладения слоговым составом с мотивационной стороны деятельности ребенка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием слухового фонематического восприятия. Она же подтверждает, что вследствие искажения слогового состава слова затрудняется общение дошкольников, усвоение ими звукового анализа, а затем грамоты.
Таким образом, анализируя литературные источники, а также собственный опыт, приходим к выводу, что неоправданно связывать вопросы коррекции нарушений слоговой структуры слов только с проблемами формирования произношения.
По мнению Р.Е.Левиной, слоговая структура является генетически более ранним образованием, чем фонематическая функция языка. Формирование «звукового наполнения слогового контура слова» связано с ритмико-интонационными фонологическими средствами языка, непосредственно возникающими из доречевых компонентов общения.
Р.Е.Левина считает, что, несмотря на системные связи фонетики, лексики и грамматики, каждый из компонентов языковой системы имеет свои внутренние закономерности. В частности, воспроизведение слоговой структуры слова опирается на рядообразование.
И.А.Сикорский указывает на известную самостоятельность процесса усвоения слоговой структуры по отношению к овладению отдельными звуками.
Стойкое искажениеслоговой структуры слова у дошкольника старше четырехлетнего возраста является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия,которое, в свою очередь, неизбежно свидетельствуют об общем недоразвитии речи у такого ребенка.
Типичные примеры искажения слоговой структуры детьми пятилетнего возраста:
регулировщик – анялотик, игулетик;
сковородка - кавота, сякавота;
стрекоза - коза, ситазя;
табуретка - бутека, тубека;
перекрёсток - пикёся, кипёсяк;
виноград - биледат, вигана;
дверь - дель, дей.
Наряду с сокращением числа слогов ,их перестановками, искажениями и замещениями, в каждом примере встречается нарушение воспроизведения стечений согласных звуков. Поэтому им следует отводить ведущее место в системе коррекционных упражнений.
Выводы по вопросам коррекции нарушения слоговой структуры слова:
4.Нарушение слоговой структуры является одним из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии общего недоразвития речи.
Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников.
Игры с мячом:
«Слушай, хлопай»
Цель: Учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: Мяч
Ход игры:
Ребёнок отбивает мячом ритм заданного взрослым слова.
«Передай дальше»
Цель: Учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: Мяч
Ход игры: Дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слога.
Игра « Телеграф»
Цель: Развивать умение делить слова на слоги,
Материал: Палочки
Ход игры: Ребёнок «передаёт»заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
Игра « Сосчитай ,не ошибись»
Цель: Учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: Пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: Ребёнок произносит заданные взрослым слова и выкладывает камешки(кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Игра «Что изменилось?»
Цель: Учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: Картинки.
Ход игры: Ребёнок называет и объясняет различие между словами.
Например, слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
Игра «Найди самое длинное слово»
Цель: Закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: Картинки
Ход игры: Ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
Игра «Выбери нужную цифру»
Цель: Закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: Картинки, карточки с цифрами.
Ход игры: Взрослый показывает картинки. Ребёнок показывает цифру, соответствующую количеству слогов в слове.
Вариант усложнения -цифру ударного слога.
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: Учить синтезировать слова из слогов.
Материал: Фишки
Ход игры: Взрослый начинает слово и передаёт фишку ребёнку. Ребёнок должен добавить одинаковый слог.
Например,ША:ка…,ва…,Да..,Ма..,Ми…
свернуть
Консультация учителя-дефектолога для законных представителей воспитанников с нарушениями речи
«Речь ребенка должна быть активной»
Все обращения ребенка, даже тогда, когда он пользуется только жестом, следует переводить в речевое общение.
Так, если ребенок, выражая просьбу, протягивает руку к какому-нибудь предмету и молчит, взрослый должен оформить ее словесно: «Тебе киску дать? Скажи: дай киску».
Если ребенок молча подходит и выставляет ногу, всем своим видом показывая, что ему надо надеть ботинок, взрослый не должен сразу выполнять просьбу ребенка, лучше предложить сказать ему, что нужно: «Скажи, что тебе нужно». Полезно давать детям поручения и такого рода: «Витя, пойди попроси у мамы носовой платок, скажи «дай платок» и принеси его мне». После того, как ребенок выполнит поручение, надо, особенно во втором полугодии второго года жизни, спросить, что он принес, куда ходил, где взял.
Слова, которые ребенок слышит ежедневно, быстро запоминаются им. Надо использовать любую возможность для развития речи ребенка.
Так, при подготовке к завтраку, обеду или ужину, при кормлении малыша следует называть свои действия, предметы, которые ставятся на стол: «Это чашка для папы, это чашка для мамы, это маленькая чашечка для Танечки». Через некоторое время малыш, подражая взрослым, будет и сам говорить эти слова, ставя посуду на стол.
Для стимуляции речи ребенка нужно задавать ему вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. Разбирая кроватку ребенка, спросить его: «Куда Алеша сейчас пойдет? В кроватку. Спать». Постепенно ребенок будет отвечать на такие вопросы сам, у него будут вытеснять из речи упрощенные слова.
Вызвать речевую активность можно и следующим образом: взрослый показывает игрушечного щенка и спрашивает малыша: «Это котенок?» такие провоцирующие вопросы вызывают у ребенка желание поправить взрослого, назвать предмет правильно.
К концу второго года с ребенком можно говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он уже хорошо знает. Это развивает не только речь, но и память.
Обогащение словарного запаса должно идти за счет не только существительных или глаголов, но и других частей речи. Двухлетние дети могут усвоить некоторые качества и свойства предмета – круглый, мягкий, твердый. поводом для знакомства малыша с новым качеством предмета может быть любая ситуация. Так, укладывая дочь спать, мать может сказать: «У нашей Тани кровать большая, а у куклы кроватка маленькая». Указывая на величину, необходимо, чтобы предметы, предлагаемые для сопоставления, находились рядом, чтобы ребенок видел их: где большая чашка, где маленькая, где большая ложка – где маленькая. Следует ребенку указывать и на цвет предмета. Дочери купили новое платье. Мать ей говорит: «Какое красивое платье у Светы. Красное!».
Для формирования речи на третьем году жизни важное значение приобретает развитие ориентировки в пространстве. Ребенка в этом возрасте интересует все, что он видит вокруг, начинается пора бесконечных вопросов: «Что? Почему? Зачем?» Вопросы ребенка недолжны оставаться без ответов. Получив ответ, малыш чаще обращается к взрослым, что в свою очередь развивает его речь. На третьем году жизни ребенок уже знаком со многими предметами – это игрушки, одежда, посуда, продукты, мебель, т.е. те предметы, которые он постоянно видит, которыми пользуется. Однако он еще не всегда знает, как эти предметы называются, для какой цели служат, как ими пользоваться. Взрослые должны не только называть окружающие ребенка предметы, но и указывать на их назначение, обозначать некоторые свойства и качества. «Это лопата. Ею копают землю. Это сахарница. В нее насыпают сахар». Ребенок не сразу начнет использовать новые слова в речи. Сначала он научится находить их среди других. И лишь при многократном повторении он включит эти слова в свой активный словарь. Чтобы проверить, как ребенок усваивает новые слова, понятия, надо через некоторое время спросить его, что это за предмет, зачем он нужен.
Словарь ребенка этого возраста довольно беден прилагательными. Поэтому следует обращать его внимание на цвет предметов, величину, форму. Вот вы принесли из магазина покупки. Не надо торопиться выкладывать их на стол. Это надо сделать вместе с дочерью или сыном. Вынимая из сумки, например, овощи, надо спросить: «Что это? Какого цвета? Какой формы?» Рассматривая вместе с малышом цветные иллюстрации, картинки, следует спрашивать, сто изображено на картинке, какого цвета, размера, формы предмет. Если ребенок не знает, то назвать должны сами взрослые. Если на картинке изображено несколько одинаковых предметов, но разные по величине или цвету, то надо спросить, похожи ли предметы, чем отличаются. Так ребенок будет не только запоминать и усваивать величину и цвет предмета, но и научится сопоставлять, сравнивать, объединять сходные предметы.
Расширению словарного запаса, уточнению значений слов помогают совместные игры взрослого и ребенка. Так взрослый, рассказывая, что он делает, одновременно обращается к ребенку с вопросами: «Сейчас мы построим дом для мишки. Из красных кубиков мы сделаем стены. Из каких кубиков будет строить стены?» Все это будет формировать у ребенка коммуникативные необходимые навыки.
свернуть
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
учителем-дефектологом Н.Н. Колоницкой
на 2024/2025 учебный год
Время проведения консультации |
Тема консультации |
Сентябрь |
1. Речь ребенка должна быть активной |
Октябрь |
1. Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста – это повод для обращения к учителю-дефектологу. |
Ноябрь |
1. Формирование навыка чтения и профилактика дисграфии у детей младшего школьного возраста.
|
Декабрь |
1. Развитие навыков звукового анализа слова у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. |
Январь |
1. Необходимость занятий у учителя-дефектолога. Помощь законных представителей в преодолении нарушений письменной речи у учащихся начальной школы. |
Февраль |
1. Развиваем фонематический слух. Игры для развития фонематического восприятия. |
Март |
1. Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. |
Апрель |
1. Готовность к школе. Какими умения и навыками должен овладеть ребенок к 6 годам. |
Май |
1. Организация «круглого стола» по теме: «Эффективность коррекционно-развивающих работы в коррекции речевого развития в рамках группы интегрированного обучения и воспитания за 2023-2024 учебный год» |
График работы
учителя- дефектолога
пункта коррекционно-педагогической помощи
Колоницкой Натальи Николаевны
государственного учреждения образования
«Королевостанская базовая школа»
на 2024/2025 учебный год
Дни недели |
Время работы |
Вид деятельности |
Понедельник |
10.40 – 14.40 |
Проведение индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий |
Вторник |
10.35 – 14.35
|
Проведение индивидуальных занятий |
Среда |
10.40 – 14.30 |
Проведение индивидуальных, подгрупповых занятий |
Четверг |
11.45 – 16.05 |
Проведение индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий |
Пятница |
09.45 – 14.10 |
Проведение индивидуальных, подгрупповых занятий |
График проведения консультаций
Дни недели |
Время проведения |
Для кого проводится |
Среда |
14.30 – 15.00 |
Законные представители обучающихся (по запросу) |
свернуть
График работы
учителя- дефектолога
группы интегрированного обучения и воспитания
Колоницкой Натальи Николаевны
государственное учреждение образования
«Королевостанская базовая школа»
на 2024/2025 учебный год
Дни недели |
Время работы |
Вид деятельности |
Понедельник |
08.00 – 08.25 09.00 – 10.40 |
Проведение индивидуальных занятий |
Вторник |
08.00 – 08.30 09.00 – 10.40 |
Проведение индивидуальных, подгрупповых занятий |
Среда |
08.00 – 08.25 09.00 – 10.40 |
Проведение индивидуальных, подгрупповых занятий |
Четверг |
08.00 – 08.25 09.00 – 11.45 |
Проведение индивидуальных, подгрупповых занятий |
Пятница |
08.00 – 08.25 |
Проведение подгрупповых занятий |
График проведения консультаций
Дни недели |
Время проведения |
Для кого проводится |
Среда |
15.00 – 15.30 |
Законные представители обучающихся (по запросу) |
Учитель –дефектолог Н.Н. Колоницкая
свернутьПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
учителем-дефектологом Н.Н. Колоницкой
на 2023/2024 учебный год
Время проведения консультации |
Тема консультации |
Сентябрь |
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя над нарушенным звукопроизношением у воспитанников с нарушениями речи |
Октябрь |
1. Речевые игры по дороге домой 2. Когда следует обратиться за помощью к учителю-дефектологу |
Ноябрь |
Развитие графомоторных навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста
|
Декабрь |
Организация работы по исправлению нарушенного звукопроизношения в семье |
Январь |
Как помочь неговорящему ребенку? |
Февраль |
1. Формирование связной речи при составлении рассказов. 2. Кинезиологические упражнения как один из эффективных методов коррекции нарушений речи. |
Март |
Артикуляционная гимнастика с ребенком дома – это весело, полезно и интересно |
Апрель |
1. Формирование связной речи при составлении рассказов. 2. Готовимся к обучению в школе |
Май |
1. Речевые развивающие игры на каждый день. 2. Организация «круглого стола» по теме: «Эффективность коррекционно-развивающих работы в коррекции речевого развития в рамках группы интегрированного обучения и воспитания за 2023-2024 учебный год» |
Группа интегрированного обучения и воспитания
ЧТО ТАКОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ?
В современных условиях интегрированное обучение и воспитание становиться все более востребованным родителями для детей дошкольного возраста. В соответствии с запросами родителей увеличивается количество интегрированных групп в дошкольных учреждениях республики. Организация интегрированного обучения позволяет расширить охват нуждающихся детей необходимой коррекционно-педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка.
Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.
Основной целью интегрированного обучения и воспитания является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Главными задачами являются:
*развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
*организация психолого – педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении;
*реализация коррекционно - обучающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;
*развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;
*формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении;
*оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка.
КАК ОФОРМИТЬ РЕБЕНКА В ГРУППУ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?
Родители детей с особенностями психофизического развития обращаются в ЦКРОиР для прохождения ребенком психолого – медико – педагогической комиссии и получения заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. При этом родители оформляют согласие с заключением ЦКРОиР.
Заключение ЦКРОиР, а также свидетельство о рождении ребенка родители предоставляют в управление по образованию, которое выдает направление в дошкольное учреждение, где имеются свободные места в группах интегрированного обучения и воспитания.
Зачисление ребенка в дошкольную группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе следующих документов:
Руководитель дошкольного учреждения при наличии вышеуказанных документов издает приказ о зачислении ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания.
КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГРУППЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?
В данной группе деятельность каждого специалиста имеет свою специфику.
Учитель – дефектолог проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет, определяет план коррекционно – развивающей работы с каждым ребенком. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно – образовательных задач обучения и воспитания детей.
Воспитатель дошкольного образования планирует и проводит образовательную и оздоровительную работу на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей.
Помощник воспитателя участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, сопровождает на лечебно-профилактические мероприятия, прогулку под руководством воспитателя, учителя – дефектолога, оказывают помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья.
Педагог- психолог ведет просветительскую и консультационную работу среди родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения, проводит коррекционно- развивающие занятия с детьми: с нарушениями в эмоциональной сфере; испытывающими трудности в общении, с гипердинамичными детьми.
Музыкальный руководитель проводит разные виды деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально- ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах.
Руководитель физического воспитания приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепления моторики, развитие зрительно – моторной координации. Оказывает консультационную помощь родителям.
свернуть
«Совместная работа учителя – дефектолога и воспитателя
над коррекцией звукопроизношения воспитанников с нарушениями речи»
В последнее время особо пристальное внимание в учреждениях дошкольного образования обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя- дефектолога и воспитателей учреждения дошкольного образования.
Совместная деятельность учителя- дефектолога и педагогов дошкольного образования организуется в соответствии со следующими целями:
Основные виды организации совместной деятельности учителя - дефектолога и воспитателей:
Функции учителя - дефектолога и воспитателя по развитию речевых компонентов детей дошкольного возраста и неречевых психических процессов, связанных с речью:
Функции учителя - дефектолога:
Функции воспитателя:
Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения, формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти, привлекать внимание к интонационной стороне речи.
Воспитатели не должны: торопить ребенка с ответом, перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи, не должны заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными звуками; давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
Учитель - дефектолог совместно с воспитателями оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.
Несколько слов по поводу организации:
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции звукопроизношения. Она включает в себя упражнения, направленные на тренировку подвижности органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики:
Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику по указанию учителя-дефектолога, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому. Так же важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
свернуть
«Кинезиологические упражнения как один из эффективных методов коррекции нарушений речи»
Для преодоления имеющихся у обучающихся нарушений речи необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Применение данной методики позволяет улучшить у обучающихся с нарушениями речи память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
За развитием моторной сферой детей необходимо наблюдать уже с самого раннего детства. Если ВЫ родители, в первую очередь, и воспитатели стали замечать отклонения в моторной сфере, то в необходимо обратиться к специалистам и совместными усилиями бороться с данными нарушениями. Самое главное – не упрекать детей в их недостаточности координированности, отставании от сверстников по ловкости и точности движений, а, наоборот, быть им опорой.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, интернет-источников и опыта педагогов-практиков был разработан сборник кинезиологических упражнений (Приложение 1).
Цель сборника - развить моторную сферу у детей с речевыми нарушениями посредством кинезиологических упражнений.
Содержание сборника компилятивное и представлено следующими разделами:
- артикуляционно-пальчиковая гимнастика
- глазодвигательные упражнения
- дыхательные упражнения
- упражнения на развитие общей моторики, массаж.
Материалы в сборнике подобраны к каждому разделу
Упражнения из Сборника можно использовать на индивидуальных занятиях, в процессе непосредственной образовательной деятельности и можно рекомендовать ВАМ родителям для выполнения упражнений дома.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:
На слайдах представлены упражнения. Упражнения выполняются от самых легких к сложным.
Дыхательные упражнения. Главное – следить, что бы ребенок правильно их выполнял.
Упражнения развитие общей моторики:
Отработка сочетанных движений глаз, языка, головы, рук и ног при ползанье на четвереньках. Упражнения также делаются от самых легких к сложным. Ребенок встает на четвереньки и ползет сперва правая рука-правая нога, затем аналогично с левой рукой и ногой. После того как у ребенка данное ползание получается хорошо, добавляем движения глаз, языка
Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.
Упражнение «Лодочка». Ребенок ложится на спину и одновременно поднимает прямые ноги и руки, и длительно их удерживает в таком положении. Аналогично в позе лежа на животе.
- игры, на подобие – «Море волнуется раз…»
Массаж. Здесь большее предпочтение отдается мячику «Су Джоку»
- поглаживание: совершается в разных направлениях.
- растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
- вибрация
Развитие детей, в первую очередь, в ВАШИХ руках, уважаемые родители, а только потом педагоги вносят свою лепту.
свернуть