Пункт коррекционно-педагогической помощи

 

График работы

учителя- дефектолога

группы интегрированного обучения и воспитания

 Колоницкой Натальи Николаевны

государственное учреждение образования

«Королевостанская базовая школа»

на  2023/2024 учебного года

 

Дни недели

Время работы

Вид деятельности

Понедельник

09.00 – 12.20

Проведение индивидуальных, подгрупповых занятий

Вторник

09.00 – 10.00

 

Проведение подгрупповых занятий

Среда

09.00 – 10.00

Проведение подгрупповых занятий

Четверг

09.00 – 11.45

Проведение индивидуальных, подгрупповых занятий

Пятница

10.45 – 11.45

Проведение индивидуальных, подгрупповых занятий

 

 

График проведения консультаций

Дни недели

Время проведения

Для кого проводится

Среда

15.35 – 16.05

Законные представители обучающихся (по запросу)

 

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

развернуть

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

учителем-дефектологом Н.Н. Колоницкой

на 2023/2024 учебный год

Время проведения консультации

Тема консультации

Сентябрь

 

 Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя над нарушенным звукопроизношением у воспитанников с нарушениями речи

Октябрь 

1.      Речевые игры по дороге домой

2.      Когда следует обратиться за помощью к учителю-дефектологу

Ноябрь 

 

 Развитие графомоторных навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста

 

Декабрь 

 

  Организация работы по исправлению нарушенного звукопроизношения в семье

Январь 

 Как помочь неговорящему ребенку?

Февраль 

 

1.      Формирование связной речи при составлении рассказов.

2.      Кинезиологические упражнения как один из эффективных методов коррекции нарушений речи.

Март 

 

 Артикуляционная гимнастика с ребенком дома –    это весело, полезно и интересно

Апрель

1.        Формирование связной речи при составлении рассказов.

2.      Готовимся к обучению в школе

Май 

1.      Речевые развивающие игры на каждый день.

2.      Организация «круглого стола» по теме: «Эффективность коррекционно-развивающих работы в коррекции речевого развития  в рамках группы интегрированного обучения и воспитания за 2023-2024 учебный год»

свернуть

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ?

развернуть

Группа интегрированного обучения и воспитания

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ?

     

В современных условиях  интегрированное обучение и воспитание становиться все более востребованным родителями для детей дошкольного возраста. В соответствии с запросами родителей увеличивается количество интегрированных групп в дошкольных учреждениях республики.  Организация интегрированного обучения позволяет расширить охват нуждающихся детей необходимой коррекционно-педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка.

     Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.

Основной целью интегрированного обучения и воспитания является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

Главными задачами являются:

*развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;

*организация психолого – педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении;

*реализация коррекционно - обучающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;

*развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;

*формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении;

*оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка.

 

КАК ОФОРМИТЬ РЕБЕНКА В ГРУППУ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

 Родители детей с особенностями психофизического развития обращаются в ЦКРОиР для прохождения ребенком психолого – медико – педагогической комиссии и получения заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. При этом родители оформляют согласие с заключением ЦКРОиР.

  Заключение ЦКРОиР, а также свидетельство о рождении ребенка родители предоставляют в управление по образованию, которое выдает направление в дошкольное учреждение, где имеются свободные места в группах интегрированного обучения и воспитания.

 Зачисление ребенка в дошкольную группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе следующих документов:

  • заявления законного представителя воспитанника (с особенностями психофизического развития и нормально развивающегося);
  • заключения ЦКРОиР (с рекомендациями по организации образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания;
  • медицинской справки установленной формы о состоянии здоровья;
  • свидетельства о рождении (предъявляется при зачислении).

      Руководитель дошкольного учреждения при наличии вышеуказанных документов издает приказ о зачислении ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания.

 

КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГРУППЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

В данной группе деятельность каждого специалиста имеет свою специфику.

Учитель – дефектолог проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет, определяет план коррекционно – развивающей работы с каждым ребенком. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно – образовательных задач обучения и воспитания детей.

Воспитатель дошкольного образования планирует и проводит образовательную и оздоровительную работу на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей.

Помощник воспитателя участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, сопровождает на лечебно-профилактические мероприятия, прогулку под руководством воспитателя, учителя – дефектолога, оказывают помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья.

Педагог- психолог ведет просветительскую и консультационную работу среди родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения, проводит коррекционно- развивающие занятия с детьми: с нарушениями в эмоциональной сфере; испытывающими трудности в общении, с гипердинамичными детьми.

Музыкальный руководитель проводит разные виды деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально- ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах.

Руководитель физического воспитания приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепления моторики, развитие зрительно – моторной координации. Оказывает консультационную помощь родителям.

 

свернуть

Консультация учителя-дефектолога для воспитателей

развернуть

 

 

«Совместная работа учителя – дефектолога и воспитателя

над коррекцией звукопроизношения воспитанников с нарушениями речи»

В последнее время особо пристальное внимание в учреждениях дошкольного образования обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя- дефектолога и воспитателей учреждения дошкольного образования.

Совместная деятельность учителя- дефектолога и педагогов дошкольного образования организуется в соответствии со следующими целями:

  1. Повышение результативности коррекционно- педагогической работы;
  2. Рациональное распределение занятий учителя - дефектолога и воспитателей в течении дня для исключения перегрузки детей;
  3. Адекватный подбор форм, методов, приёмов и средств коррекционно-педагогической деятельности дефектолога и воспитателей, нацеленных на всю группу детей, так и на отдельного ребёнка.

Основные виды организации совместной деятельности учителя - дефектолога и воспитателей:

  1. Открытые занятия учителя- дефектолога с целью знакомства воспитателей с основными приёмами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей. Воспитатели непосредственно на занятиях оценивают возможности и способности каждого ребёнка.
  2. Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях вне их.
  3. Совместная подготовка к детским праздникам (подбор речевого материала)
  4. Разработка общих рекомендаций для родителей.

Функции учителя - дефектолога и воспитателя по развитию речевых компонентов детей дошкольного возраста и неречевых психических процессов, связанных с речью:

Функции учителя - дефектолога:

  1. Развитие фонематического компонента языковой системы (общих речевых навыков, звукопроизношения, восприятие и воспроизведение звуко- слоговой структуры слов, просодической организации речи (темп, ритм)
  2. Формирование фонематических процессов.
  3. Совершенствование состояния лексического компонента.
  4. Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
  5. Формирование грамматического строя речи
  6. Совершенствование связной речи
  7. Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты
  8. Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.

Функции воспитателя:

  1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.
  2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.
  3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.
  4. Формирование связной речи
  5. Закрепление графомоторных навыков
  6. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале

Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения, формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти, привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Воспитатели не должны: торопить ребенка с ответом, перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи, не должны заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными звуками; давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Учитель - дефектолог совместно с воспитателями оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.

Несколько слов по поводу организации:

  1. Учитель - дефектолог проводит занятия в первой половине дня, они совпадают с занятиями воспитателя, поэтому дефектологу приходится брать детей с занятий, что допускается. Брать детей с занятий дефектолога нельзя.
  2. Для консультаций с родителями, в вечернее время, есть первая среда месяца. А также проконсультироваться с учителем-дефектологом можно по телефону.
  3. Просьба, когда я даю документы для заполнения воспитателям, не оставлять их у себя. Документы для заполнения родителями не давать домой, пусть заполняют на месте.
  4. Приучайте детей отвечать на вопросы полным предложением, а не одним словом.
  5. Выполняйте с детьми артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции звукопроизношения. Она включает в себя упражнения, направленные на тренировку подвижности органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики:

  1. Осуществлять гимнастику следует каждый день, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Продолжительность занятий не должна превышать 5 минут.
  2. Не следует предлагать детям более 5-6 упражнений за раз. При этом каждое упражнение необходимо повторять по 4-5 раз.
  3. Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) следует выполнять по 10-15 сек.

Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику по указанию учителя-дефектолога, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому. Так же важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

 

свернуть

Консультация учителя-дефектолога для законных представителей обучающихся с нарушениями речи, классных руководителей и педагогов дошкольного образования

развернуть

 

 

«Кинезиологические упражнения как один из эффективных методов коррекции нарушений речи»

 

Для преодоления имеющихся у обучающихся нарушений речи необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Применение данной методики позволяет улучшить у обучающихся с нарушениями речи память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

За развитием моторной сферой детей необходимо наблюдать уже с самого раннего детства. Если ВЫ родители, в первую очередь, и воспитатели стали замечать отклонения в моторной сфере, то в необходимо обратиться к специалистам и совместными усилиями бороться с данными нарушениями. Самое главное – не упрекать детей в их недостаточности координированности, отставании от сверстников по ловкости и точности движений, а, наоборот, быть им опорой.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, интернет-источников и опыта педагогов-практиков был разработан сборник кинезиологических упражнений (Приложение 1).

Цель сборника - развить моторную сферу у детей с речевыми нарушениями посредством кинезиологических упражнений.

Содержание сборника компилятивное и представлено следующими разделами:

- артикуляционно-пальчиковая гимнастика

- глазодвигательные упражнения

- дыхательные упражнения 

- упражнения на развитие общей моторики, массаж.

Материалы в сборнике подобраны к каждому разделу

Упражнения из Сборника можно использовать на индивидуальных занятиях, в процессе непосредственной образовательной деятельности и можно рекомендовать ВАМ родителям для выполнения упражнений дома.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

  • Кинезиологическаягимнастика проводится утром, длительностью 5-15 мин. ;
  • Упражнениявыполняются в доброжелательной обстановке;
  • Кинезиологическаягимнастика проводится систематично, без пропусков;
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • Упражненияпроводятся длительностью 2 недели.

На слайдах представлены упражненияУпражнения выполняются от самых легких к сложным.

Дыхательные упражнения. Главное – следить, что бы ребенок правильно их выполнял.

Упражнения развитие общей моторики:

Отработка сочетанных движений глаз, языка, головы, рук и ног при ползанье на четвереньках. Упражнения также делаются от самых легких к сложным. Ребенок встает на четвереньки и ползет сперва правая рука-правая нога, затем аналогично с левой рукой и ногой. После того как у ребенка данное ползание получается хорошо, добавляем движения глаз, языка

 

Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса. 

Упражнение «Лодочка». Ребенок ложится на спину и одновременно поднимает прямые ноги и руки, и длительно их удерживает в таком положении. Аналогично в позе лежа на животе.

- игры, на подобие – «Море волнуется раз…»

Массаж. Здесь большее предпочтение отдается мячику «Су Джоку»

- поглаживание: совершается в разных направлениях.

- растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).

- вибрация

Развитие детей, в первую очередь, в ВАШИХ руках, уважаемые родители, а только потом педагоги вносят свою лепту.

свернуть

Консультация для родителей речевые игры по дороге домой

развернуть

Организация работы по исправлению нарушенного звкопроизношения в семье

развернуть