ВЕБ-ФОРУМ «Поможем детям выбрать профессию»

19.04.2023

19 апреля 2023 года проходит  веб-форум «Поможем детям выбрать профессию».

Уважаемые родители, предлагаем Вам ознакомиться с информационными материалами по обозначенной теме. Приглашаем к активному обсуждению актуальной темы. Будем благодарны за конструктивные размышления, подсказки и пожелания. Задать  вопрос можно по ссылке. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdmBfind9AumrLleipbI2SF8UxreiMB7_1ij79cFdqUdNaTEw/viewform?usp=sf_link

 

YouTube-канал "Твое профессиональное образование"

О YouTube-канале "Твое профессиональное образование"

   В целях популяризации профессионального образования среди учащейся молодежи, информирования о разнообразии профессий и возможностях бучения по различным специальностям, содействия профориентационной работе, УО "Республиканский институт профессионального образования" при содействии проекта ЕС "Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси" создан YouTube-канал "Твое профессиональное образование".

   На YouTube-канале представлены видео-экскурсии в учреждения профессионального образования и предприятия Беларуси, интервью с экспертами, учащимися и конкурсантами Республиканских и международных соревнований WorldSkills. 

ССылка на YouTube-канал "Твое профессиональное образование": 

https://www.youtube.com/channel/UCyoI_3c0BbAyLHMXzG8TaTw

 

Онлайн-платформа профориентационной поддержки «ПрофиТест»

С целью совершенствования профориентационной работы с молодежью учреждением образования «Республиканский институт профессионального образования» разработана онлайн-платформа профориентационной поддержки «ПрофиТест», целью которой является сопровождение профессионального самоопределения и оказание помощи молодёжи в принятии решений в осознанном выборе профессии;

«ПрофиТест» представляет собой автоматизированную систему профориентационной диагностики, включающую комплекс онлайн-методик, предназначенных для изучения профессиональной направленности старшеклассников и выпускников школ с учетом оценки их профессиональных интересов и склонностей, возможности комплекса позволяют осуществить комплексную диагностику профессиональной направленности учащихся и наметить будущий профессионально-образовательный маршрут.

Комплекс онлайн-методик «ПрофиТест» размещен на сайте УО «Республиканский институт профессионального образования»: http://ripo.unibel.by 

Ссылки на видеоролики учреждений образования реализующие образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования

Учреждения образования «Марьиногорский государственный ордена «Знак Почета» аграрно-технический колледж имени

В.Е.Лобанка»

https://drive.google.com/file/d/1FToQoGj5sf7BbK_xfiyKeh8LaCV7o8WV/view?usp=sharing

ГУО «Клецкий сельскохозяйственный колледж»

https://youtu.be/1hyhuhnYbAU

ГУО «Копыльский государственный колледж»

https://youtu.be/r-jLv7oDThA

УО «Несвижский государственный колледж имени Якуба Колоса»

https://www.youtube.com/watch?v=sySa2yn7aY0

УО «Слуцкий государственный колледж

https://www.youtube.com/watch?v=XIulVwppEWQ&t=17s

УО «Борисовский государственный колледж»

https://youtu.be/XpEHR7b3MOg

УО «Смиловичский государственный колледж»

http://sgak.edu.by/ru/main.aspx?guid=4331 

УО «Новопольский государственный аграрно-экономический колледж»

https://youtu.be/o18Czhg2Ios

УО «Борисовский государственный медицинский колледж»

https://borisov-med.by/index.php/abiturientam/proforientatsiya.html

ГУО «Червенский строительный колледж»

https://drive.google.com/file/d/140yCVi5lX3aA-grMrzZLjVt99TsHZH4C/view?usp=sharing

 

Советы родителям  "Как помочь ребёнку выбрать профессию"

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

       Выбор профессии – важное и ответственное дело! Поэтому помощь родителей в этом важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет и всегда должны быть готовы прийти на помощь первыми. Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья и только потом семейные традиции и интересы.

       Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии:

  • обсуждайте вместе с ним возможные «За» и «Против» выбранной профессии;
  • рассматривайте выбор будущей профессии не  только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;
  • учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности;
  • если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами;
  • "не давите" на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами;
  • поддерживайте ребенка, если у него есть возможность, терпение и желание, чтобы его мечта сбылась;
  • если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках.

     Сделать правильный выбор - значит найти профессию, которая:

  • интересна и привлекательна («ХОЧУ»). Это те занятия, которые ребёнок делает с интересом, с желанием.
  • доступна и посильна («МОГУ»). Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.
  • имеет спрос на рынке труда («НАДО»). Это знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда.

Типичные ошибки,

которые совершают родители выпускников школ при выборе профессии:

  • желание ребёнка реализовать свою несбывшуюся мечту навязчиво переносят на своего ребёнка;
  • родители хотят, чтобы ребёнок пошёл по их стопам;
  • родители считают, что ребёнок недооценивает или переоценивает свои возможности;
  • родители убеждены, что ребёнок должен иметь высшее образование;
  • родители настойчиво рекомендуют обратить внимание на «денежные» профессии.

Ошибки школьников при выборе профессии:

  • Незнание мира профессий

       - слабая информированность о мире профессий;

       - устаревшие сведения о характере и условиях труда;

       - предубеждения в отношении престижности профессии.

  • Незнание себя

       - необъективная оценка своих способностей;

       - незнание своего здоровья;

       - нежелание или неумение соотнести свои способности к требованиям профессии.

  • Незнание правил выбора профессии

       - отождествление учебного предмета с профессией;

       - перенос отношения к человеку на профессию;

       - выбор профессии «за компанию»;

       - выбор профессии  перекладывается на родителей.    

       Как поддержать ребёнка в выборе профессии:

  • В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете приведут к отчуждению между вами.
  • Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают; престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство.
  • Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
  • Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с личностными особенностями (уровень знаний, здоровье, способности и т. д.). В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе реалистичнее.
  • Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.

 

Рекомендации учащимся "Как правильно выбрать профиль обучения и профессию"

Выбор профиля обучения и  профессии – важное и ответственное дело!

Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь свои интересы, склонности, способности, желания, состояние здоровья.

Существует «формула выбора профессии»:

Первый фактор – «Хочу». Это интересы, склонности, желания, мечты. Важно оценить свои интересы и склонности, определить, какие профессии нравятся.

Второй фактор – «Могу». Это психофизиологические возможности, здоровье, способности. Узнай о требованиях, которые предъявляет выбранная профессия.

Третий фактор – «Надо». Это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.

Если вы сумеете совместить «хочу», «могу» и «надо», то профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, выбранная профессия должна быть интересна и привлекательна, соответствовать способностям, состоянию здоровья, пользоваться спросом на рынке труда.

Типичные ошибки при выборе профессии:

Выбор профессии «за компанию». Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья. При выборе профессии нужно  учитывать СВОИ интересы, склонности, а не руководствоваться увлечениями своих друзей. Одно дело – сравнивать себя с другими и совсем другое – слепо подражать им. Нужно прислушаться к себе и разобраться, что действительно тебе интересно, а не другу, а потом сделать свой самостоятельный, осознанный и осмысленный выбор.

Выбор престижной профессии. Интерес к престижным профессиям есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям.

Отождествление учебного предмета с профессией. Даже если тебе нравится какой-то определенный школьный предмет, интерес к нему не обязательно свидетельствует о том, что тебе понравится и связанная с ним работа. Например, тебе    нравится иностранный язык. Существует много профессий, требующих знания иностранного языка. Понравится ли тебе работа преподавателя иностранного языка, переводчика? Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень - то похожа на ту, что выполняют школьники на уроках  иностранного языка. Важно понять, что школьный предмет – это еще не профессия, это область знаний, в которой можно продолжить образование.

Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится. Типична ситуация, когда профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который тебе симпатичен. Например, ты решил связать свою жизнь с географией только потому, что тебе нравится учительница географии, интересный, обаятельный человек, увлеченный своим предметом.  Если такой интерес к личности принимается за склонность к профессии – велик риск ошибки. Или наоборот: одна-единственная встреча с  неприятным, отталкивающим человеком, представителем определенной профессии, может сформировать негативный  стереотип о профессии в целом. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности профессиональной деятельности, а не выбирать профессию только потому, что вам нравится или не нравится определенный человек, занимающийся данным видом деятельности.

Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии. Любая профессия предъявляет требования к состоянию здоровья человека – более или менее жесткие. Например, чтобы стать лётчиком или пожарным, нужно иметь стопроцентное здоровье. Необходимо помнить, что наличие некоторых хронических заболеваний может быть противопоказанием для освоения многих профессий. Выбирая профессию, нужно учитывать  состояние здоровья, особенности организма, поскольку существуют профессии, которые могут быть противопоказаны, они могут ухудшить состояние здоровья.

Незнание мира профессий (слабая информированность о мире профессий, устаревшие сведения о характере и условиях труда, увлечение только внешней стороной профессии без учета её содержания и возможных трудностей). Это одна из самых распространенных ошибок, которую допускают люди, осуществляя свой профессиональный выбор. Часто, размышляя о профессиях, мы представляем себе лишь вершину айсберга. Спортсмен успешно выступает на соревнованиях, легко и красиво выполняет показательные выступления, но за этой непринужденностью скрывается напряженная подготовительная работа, ежедневный труд. Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю привлекательность, нужно узнать как можно больше о содержании труда. Важно четко представлять себе, какие виды деятельности включает будущая специальность, каковы трудности и особенности работы.

Ориентация сразу на профессии высокой квалификации. «Хочу быть директором» – очень распространенное желание среди выпускников. Директор – это не профессия, это должность. Подниматься по карьерной лестнице необходимо постепенно, шаг за шагом,  постоянно повышая свою квалификацию, уровень образования. Типичной ошибкой является также выбор не профессии, а высшего образования как такового. В последнее время всё чаще встречаются люди, которые поступают в ВУЗ только за тем, чтобы получить заветную корочку. Такой студент нацелен на диплом, а не на профессию. Сами решайте, какой профессионал из него получится. Да и по специальности такие выпускники в большинстве случаев не работают.

Выбор профессии под давлением родителей:

- Нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;

-  родители хотят, чтобы ребёнок пошёл по их стопам;

-  родители настойчиво рекомендуют обратить внимание на «денежные» профессии;

- родители убеждены, что ребёнок должен иметь высшее образование.

 

Шаги к выбору профессии

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Подумай над тем, каким требованиям должна отвечать твоя  будущая работа.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист — отнюдь не просто пользователь компьютера.

ШАГ 3. Больше информации! Активно собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты.

ШАГ 4. В ВУЗ — на экскурсию. Неплохо съездить на «день открытых дверей» в ВУЗ — и желательно не в один.

ШАГ 5. Обсуждайте альтернативы. Выбирая профессию, не зацикливайтесь на одном варианте.

Выбор профессии – это выбор жизненного пути. Планирование профессионального будущего - одна из важнейших задач, стоящих перед человеком. От того, насколько успешно будет решена эта задача, зависит психологическое и материальное благополучие, успешная самореализация  человека в его дальнейшей жизни. Выбранная профессия должна быть  в первую очередь любимой, к ней должно лежать сердце, а уже во вторую очередь – высокооплачиваемой и модной, ведь даже если мода  пройдет, а зарплата изменится, любимая профессия у тебя останется.